Национальная идея: что это?

( От  утопий к науке и практике )


Разговоры о «национальной идее», как свидетельствует история, возникают нередко в обществе, переживающем чувство тревоги за своё будущее. Именно с подобным чувством, похоже, мы имеем сегодня дело в Украине. Развитие самостоятельной украинской государственности в течение трех последних десятилетий пришло к той черте, за которой Украина рискует бесславно сойти с исторической арены. 

Естественной реакцией общества на возникшее чувство тревоги становится поиск смысла исторического существования страны в мировом сообществе, дополняемый поиском спасительной национальной идеи.

К научному понятию национальной идеи

Инициаторов формулирования национальной идеи, увы, часто волнует не так истинный смысл последней, её рациональный аспект, как её видимость, её восприятие, яркость её выражения, возможность заинтересовать и увлечь идеей публику, иначе говоря, её эмоциональный аспект. В таком смысле национальная идея играет роль красивой мечты, успокоительной утопической «цели», движение к которой как будто бы и составляет смысл существования данного конкретного общества. На самом же деле такая «национальная идея» – всего лишь носитель идеологического «опиума для народа», а потому вредный общественный обман и самообман.

Истинное содержание национальной идеи выражает ее научное понятие, с которого и надлежит начинать её рассмотрение.

Национальная идея воспринимается как объективная действительность не в виде формулы произвольно выбраной «цели» («европейськая жизнь», «мировое доминирование», «государство всеобщего благоденствия», «коммунизм», и т.п.), а в существовании и восприятии ее как необходимого средства поступательного прогрессивного развития страны.

Проще говоря, национальная идея – не воображаемый пункт назначения, которого необходимо стремиться когда-нибудь как-то достичь, а ориентир, благодаря которому четко определяются координаты движения и требуемый его способ.

Используя национальную идею как такой ориентир, общество благодаря реализации своей национальной идеи обретает настоящий смысл своей жизни – через поступательное саморазвитие в материальном и духовном аспектах на всех уровнях субъектности: общесоциумном, групповом и личностном. При этом общесоциумным является уровень конкретного государственно организованного общества, в нашем случае – общества, организованного в государство Украина, выступающего как одна из национальных составляющих мирового сообщества.

Именно поэтому определение национальной идеи требует взгляда на нее в контексте общей связи Украины с мировым сообществом.  

А это означает, что истинное понятие национальной идеи нельзя составить без и вне отношения его к противоположному ему понятию «космополитизм». Как известно, последний отрицает право наций на самостоятельное национальное существование и государственный суверенитет, прямо провозглашает отказ от национальных патриотических традиций и национальной культуры. Как одна из разновидностей буржуазной идеологии, выставляющей требование создания «мирового правительства» на капиталистической основе и ликвидации национальной независимости народов, – как такая идеология, космополитизм является, по существу, маскировкой агрессивного империалистского национализма (определение из научных источников).

Следовательно, научное понятие национальной идеи должно содержать отрицание космополитизма – через диалектическое «снятие» антинационального его аспекта и утверждение вместо него позитивного момента, который выражается понятием «интернационализм». Интернационализм – принцип солидарности и сотрудничества народов и социальных групп, основанный на общности их интересов, равноправии и независимости. Выражается в отстаивании свободы и равенства всех народов, сотрудничества и дружбы между народами, в борьбе против шовинизма, национальной замкнутости, узости, обособленности, а также в добровольном объединении наций и предоставлении помощи и поддержки малым народам (определение из научных источников).

Таким образом, истинная национальная идея представляет диалектическое единство национального и интернационального, она есть способ выражения интернациональной идеи в специфических условиях существования и развития отдельных национальных обществ.

Как показывает история, в частности, история ХХ столетия, игнорирование диалектической природы понятия национальной идеи оборачивается трагедией, как национальной, так и трагедией для всего человечества.

О характере национализма отдельных народов

В свое время Н. Бердяев размышлял об особенностях национализма у разных народов. С его точки зрения, французы представляют себя носителями универсальных начал греко-римской цивилизации, гуманизма, разума, свободы, равенства и братства. Так случилось, что Франция оказалась носительницей и хранительницей этих начал, но эти начала – для всего человечества, все народы могут ими проникнуться, если выйдут из состояния варварства. Поэтому французскому национализму свойственны крайнее зазнайство и замкнутость, слабая способность проникать в чужие культурные миры, но он не агрессивный и не насильственный.

Немецкий национализм совсем иного типа. Немцам гораздо меньше свойственна уверенность в себе, у них нет ксенофобии, они не считают свои национальные начала универсальными и пригодными для всех; однако их национализм агрессивный и воинственный, проникнутый волей к господству.

В литературе отмечается, что одним из мотивов агрессивного национализма правящих кругов новообразованных государств после Первой мировой войны стало их стремление самоутвердиться внутри страны и на мировой арене за счет разжигания национализма. Такие настроения в своих собственных интересах активно поощряли страны-победительницы. При этом Брестский и Версальский договоры предусматривали стимуляцию малых национализмов ради ослабления России и Германии. В итоге ядом национализма оказались отравленными несколько поколений, а Версаль превратил немецкий национализм в германский нацизм, который, как известно, не только уничтожил свое собственное немецкое государство, но и принес много горя другим народам, особенно, нашему – украинскому – народу.

Украинский национализм, если оттолкнуться от бердяевских характеристик, выявляет себя как эклектическая смесь некоторых черт французского и немецкого национализмов: с одной стороны, ему присущи крайнее зазнайство и замкнутость, хуторянство и малая способность проникать в чужие культурные миры; с другой – ксенофобия, агрессивность и воинственность, стремление к господству. Но эклектичный национализм не просто не имеет перспектив его прогрессивного развития, он тормозит поступательное общественное развитие. Ввиду этого такой национализм не способен сформулировать украинскую национальную идею, в какие бы «патриотические» обёртки её не заворачивали.

О необходимости национальной идеи для постсоветских стран

Для формулирования национальной идеи мало одного только ощущения тревоги за будущее страны и потребности определить предстоящий путь для её развития. Гораздо важнее осознать объективную необходимость избранного, а не иного варианта национальной идеи; то есть, следует быть убежденным в том, что именно данная конкретная национальная идея необходима в наличных условиях развития страны. 

Необходимость украинской национальной идеи возникла с прекращением Союза ССР и объективно была обусловлена переходом от интернационального развития Украины в составе единого союза социалистических республик к самостоятельному национальному развитию украинского народа.

Учитывая данное обстоятельство, национальной идеей Украины объективно оказывается идея суверенного и независимого, демократического, социального, правового государства – в качестве необходимого сменщика и заменителя Украинской советской социалистической республики, существовавшей как составляющая единого союзного государства до прекращения последнего.

Потому вовсе не случайно, а благодаря глубокому интуитивному чувству политико-юридическое определение национальной идеи Украины нашло свое закрепление в статье 1 Конституции Украины, хотя в ней прямо и не сказано, что построение Украины в качестве суверенного и независимого, демократического, социального, правового государства как раз и означает национальную идею нашего общества. Интуиция дело тонкое, она – не то же, что ясное понимание, которое может прийти к нам лишь со временем (а может и не прийти вообще, если не утруждать себя размышлениями…).    

Когда мы «примеряем» данную национальную идею к её научному понятию – как «ориентира, посредством которого четко определяются координаты движения и его способ», то построение Украины в качестве суверенного и независимого, демократического, социального, правового государства вполне вкладывается в данное понятие национальной идеи. Суверенное и независимое государство, в котором господствуют народовластие, социальная справедливость и правовая законность – достаточные качественные ориентиры, установленные Основным Законом страны. К сожалению, от такого определения они не стали действительным законом, по которому фактически живет общество, а поэтому мы имели дело с национальной идеей Украины до сегодняшнего дня только лишь умозрительно, на теоретическом уровне, а не практически.

На практике же даже глава государства, подписавший закон о принятии Конституции Украины и введении её в действие, всё еще выяснял: «скажіть мені, що будувати?». Выяснял не так от недостатка ума, как из-за абстрактности теоретического определения национальной идеи в Конституции, недостаточной конкретизации относительно её практической реализации. Ответственный глава государства на его месте поставил бы перед Национальной академией наук задачу теоретической разработки проблемы национальной идеи и формулирования для политиков и власти необходимых научно-практических рекомендаций…

Однако всё оказалось не так, как предполагалось и как необходимо было народу. Бездарная антинародная власть отвернулась от науки; а наука, лишенная общественной поддержки, встала перед проблемой выживания и в конце концов попала в наём к новым «хозяевам жизни». При таком статусе девять из десяти ученых начнут танцевать под дудку хозяина, а не думать о национальной идее, которая тому хозяину оказывается еще и враждебной.

Такая наука стала продуцировать антинациональную идеологию, направляя интеллектуальную и политическую элиту общества в болото либерализма, с позиций которого новоиспеченные «експерты» подают к употреблению народу привлекательные идеи демократии, свободы и права, «европейских ценностей» и прочий идеологический хлам.

В таких условиях обращение к поиску национальной идеи становится уже реакцией одурманенного общества на либерально-националистическую практику «розбудови держави», от которой («розбудови») люди получили только свалку материальных и духовных обломков от разрушенных сфер жизни страны. Вместо национальной идеи «поработала» антинациональная идея, без понимания которой напрасно рассчитывать также и на истинное понимание национальной идеи.


Антинациональная идея   

Как уже отмечено, национальной идее противостоит враждебная идеология космополитизма, утвердившаяся в эпоху глобализации. Материальной основой космополитизма глобалистов является «цифровая колонизация» мира, которая «подкармливается» финансово-спекулятивной олигархией в условиях господства «американского» доллара. Они стирают национальные границы, смешивают национальные культуры в единой универсальной модели с её общечеловеческими и европейскими «ценностями», «естественными» правами и либеральными «свободами» для меньшинств и прочими «прелестями» неолиберализма. 

Это с их «легкой руки» все постсоветские страны записали в своих конституциях одно и то же – о суверенности, независимости, демократичности и т.д. своих государств, с их социальностью и верховенством права. Но одновременно были выписаны такие юридические механизмы публичной власти, через которые глобалистам удобно управлять населением этих стран. Там и президенты, которых легко купить, и разделение властей, через которое реализуется принцип «разделяй и властвуй», и правительства, подчиненные не только парламентам, а и тем же президентам, и приоритет международного права перед национальным, и абсолютная юрисдикция конституционных судов, решения которых невозможно ревизовать, и так далее и тому подобное. Как говорится, дьявол кроется в мелочах…

Так неужели у нас настолько безграмотные конституционалисты, что не сознавали всего этого? Нет, конечно. Уже через год после принятия Конституции Украины 1996 г. отмечалось её главное противоречие: высокому уровню конституционных прав не соответствует система власти, юридический механизм, не обеспечивающий и не гарантирующий этих прав. С того времени прошло более двадцати лет, однако противоречие это не только не снято, оно, напротив, еще больше углублено последующими конституционными изменениями. Но разве могло быть иначе, если наука и власть попали в рабство к «хозяевам жизни», которые проводят в жизнь свою антинациональную идею мирового господства?

Таким образом, национальная идея в противоборстве с антинациональной идеей приобретает особенное значение: национальная идея становится знаменем, под которым патриотические силы страны совершают национально-освободительную революцию, освобождая страну от господства колонизаторов-глобалистов.

Отмеченное мы будем наблюдать в ближайшее десятилетие в странах Европы, на постсоветском пространстве, в других странах мира. Почему? – Потому, что развитие человечества вступило в стадию глубокого системного кризиса, который вызван противостоянием глобалистов с остальным миром. Если капиталистические финансово-спекулятивные отношения сдерживают дальнейшее поступательное развитие производительных сил человечества (а необходимость соответствия производственных отношений производительным силам – закон развития человечества, открытый марксизмом), значит эти тормозящие дальнейшее поступательное развитие отношения должны быть и будут заменены новыми отношениями производства и отношениями общения. 

И подобно тому, как после второй мировой войны была разрушена старая колониальная система в результате национально-освободительных революций, точно так же посредством национально-освободительных революций будет ликвидирована нынешняя глобальная колонизация мира. А одновременно с глобалистами потерпит крах навязываемая ими человечеству антинациональная идея.


Об интернациональной сущности национальной идеи.

Конечно, крах антинациональной идеи в результате победы национально-освободительной революции не оставит неизменною и национальную идею. Как уже сказано, диалектическое «снятие» антинационального аспекта космополитизма будет означать утверждение позитивного момента интернационализма. Иными словами, национальная идея обретёт истинное значение только при условии диалектического единства в ней национального и интернационального моментов.

К такому именно единству «обязывает» объективная реальность – единое информационно-технологическое («интернетное») пространство человеческого общежития: межгосударственного, межнационального и межличностного.

Наш выдающийся соотечественник академик В.И. Вернадский, имя которого носит Национальная академия наук Украины, еще сто лет назад утверждал: «Человечество едино, и хотя в подавляющей массе это сознается, но это единство проявляется формами жизни, которые фактически его углубляют и укрепляют незаметно для человека, стихийно, в результате бессознательного к нему устремления. Жизнь человечества, при всей ее разнородности, стала неделимой, единой. Событие, происшедшее в захолустном уголке любой точки любого континента или океана, отражается и имеет следствия – большие и малые – в ряде других мест, всюду на поверхности Земли… Сношения становятся все более простыми и быстрыми. Ежегодно организованность их увеличивается, бурно растет.

Мы ясно видим, что это начало стихийного движения, природного явления, которое не может быть остановлено случайностями человеческой истории. Здесь впервые, может быть, так ярко проявляется связь исторических процессов с палеонтологической историей выявления Homo sapiens. Этот процесс – полного заселения биосферы человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете». 

И еще: «Государственные образования, идейно не признающие равенства и единства всех людей, пытаются, не стесняясь в средствах, остановить их стихийное проявление, но едва ли можно сомневаться, что эти утопические мечтания не смогут прочно осуществиться. Это неизбежно скажется с ходом времени, рано или поздно, так как создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. Оно требует проявления человечества, как единого целого. Это его неизбежная предпосылка. Это новая стадия в истории планеты, которая не позволяет пользоваться для сравнения, без поправок, историческим ее прошлым. Ибо эта стадия создает по существу новое в истории Земли, а не только в истории человечества. Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте».

Наконец, пророческое: «Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет…Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать ту силу, которую неизбежно должна дать ему наука? Ученые не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного прогресса. Они должны себя чувствовать ответственными за все последствия их открытий. Они должны связать свою работу с лучшей организацией всего человечества». (В.И. Вернадский. Философские мысли натуралиста).

 

Выработка научного понятия национальной идеи и научных рекомендаций по ее практической реализации – из категории указанной обязанности ученых.

Суммируя сказанное, реализация национальной идеи должна быть подчинена процессам социализации и интернационализации внутренней и внешней политики государства, быть направленной на усиление экономических, гуманитарных, социальных, политических, оборонных и т.д. связей, прежде всего с соседями, на переосмысление места Украины в современном мире и в мировой истории. Не изменив в этом направлении идейные ориентиры общества, напрасно даже затевать попытки осуществления какой-либо национальной идеи.


От научного определения национальной идеи к практике

Абстрактность определения национальной идеи в Конституции Украины требует придать ей конкретику, которая максимально приблизит национальную идею к программам и планам развития страны, к законодательству и технологиям реализации этих программ, планов и законов. Однако такая конкретизация – не дело отдельной статьи, для этого существуют научные монографии, партийные программы и т.п. Относительно последнего заметим, что альфой и омегой программы любой политической партии, ориентированной на национальную идею, должна стать идея полновластия народа во всех сферах жизни общества. Практика почти трех десятилетий – а именно она является критерием истины – показала, что идея народовластия оказывается «несущей конструкцией» национальной идеи Украины (и не только), без которой эта идея превращается во что-то легковесное, призрачное, в очередную утопию. Ведь стоило нынешнему Президенту Украины с его политической силой только заикнуться о народовластии, как они сразу же получили невиданную до того поддержку избирателей. Разве это не свидетельство интуитивного народного восприятия главного в отечественной национальной идее? И те политики, которые рассчитывают лишь спекулировать на идее народовластия, очень рискуют своей политической карьерой…     

Национальная идея, как и любая идея, согласно известному классическому выражению, становится материальной силой, когда она овладевает сознанием многих людей. Мало провозгласить строительство Украины как суверенного, независимого, демократического, социального, правового государства национальной идеей и даже составить научное понятие о ней. Провозглашенная национальная идея не превратится из возможности в действительность при наличных неблагоприятных внутренних и внешних условиях развития Украины, при том направлении ее развития, которым отрицается её государственная субъектность из-за всё более усиливающейся зависимости государственной власти от национальной олигархии и империалистского внешнего управления.

Той практической формой существования национально-государственных ориентиров, о которой сказано выше, должны стать «Основы внутренней и внешней политики Украины», определение которых является конституционным полномочием, установленным в статье 85 Конституции Украины, которое вместе с тем является также обязанностью парламента, как и все остальные его полномочия. То, что до исполнения указанной обязанности «не доходят руки» парламента каждого созыва, никакая не случайность, а уже закономерность. Ведь это одна из тех «дьявольских мелочей» в юридическом механизме публичной власти, которая «работает» на внешних управителей страны. Для начала не мешало бы принять закон об определении названных «Основ», хотя бы такой, с проектом которого можно ознакомиться на данном сайте (см. проект Закону "про засади політики" в настоящей рубрике).

Похоже, у нас для того и сформирована карикатурная «многопартийная» политическая система, чтобы в обществе не появился дееспособный политический субъект, который самостоятельно определял бы политику государства; для того и «избирательные кодексы» нам «помогают» выписывать такие, чтобы во власти оказывались только нужные «партии», с наивысшими рейтингами, естественно, по данным «независимых» социологов… 

 Вместе с тем, определение основ государственной политики хоть и важно с точки зрения системного подхода к практической реализации национальной идеи, но оно не обязывает начинать ее реализацию именно этим актом. Такие основы политики требуют еще своего научного обоснования и соответствующего их формулирования легитимным политическим субъектом и восприятия обществом. Но времени на это страна уже не имеет ввиду глубоких кризисных процессов, разрушающих украинскую государственность. В такой ситуации промедление уже недопустимо, и следует отыскать, повторяя классика, то «ключевое звено, ухватившись за которое можно вытащить всю цепь».

В нашем случае таким ключевым звеном оказывается безотлагательное реформирование юридического механизма публичной власти, из-за никчемности которого всё быстрее растет гора проблем во всех сферах жизни, груза которых государство вскоре выдержать не сможет.

Таким образом, из всех направлений внутренней и внешней политики сейчас на первый план объективно выходит правовая политика и правовая реформа – реформирование политико-юридического механизма публичной власти. Но не те хаотические «реформы», которыми нас «одаривают» опять-таки зарубежные «доброжелатели», а комплексное системное реформирование публичной власти на научных началах, на основе юридической доктрины Украины. Такая доктрина, исходя из почти тридцатилетнего опыта развития нашей государственности, может быть предложена уже сегодня. (Материал, который посвящен юридической доктрине Украины, был опубликован 01.12.2020 года в газете «Голос України» в 29-ю годовщину Всеукраинского референдума).

Со своей стороны, сайт опубликует соответствующие материалы о юридической доктрине.

Реализация юридической доктрины Украины – наиважнейшая часть практической реализации национальной идеи, как четкого ориентира не только для правовой политики нашего государства, но и для определения вообще основ внутренней и внешней политики. Как учит древняя мудрость, начало – половина всего. Значит, дело за началом.                

А.И. Ющик