УЧЕНЬЕ СВЕТ, а неученных тьма, 

или еще раз о научно-гуманитарной революции 

В последнее время всё громче и тревожнее звучат голоса о заметном падении уровня образованности молодежи, причем не только в нашей стране, но и во многих странах, которые принято почему-то считать «развитыми».

Научно-техническая революция (НТР) середины прошлого века стала мощным социально-экономическим фактором, обусловившим потребность в значительном количестве прежде всего технически образованных кадров. И таких кадров было подготовлено во всем мире немало; а они, в свою очередь, дали новый толчок техническому развитию, выводя его на высший уровень, развивая очередной технологический производственный уклад.  

Казалось бы, за этим должен был последовать еще больший рост уровня образованности. Но вместо этого мы видим всё более значительное падение его и появление всё большего числа малограмотных молодых людей. Какая-то «непонятка» происходит…

Впрочем, ничего загадочного в этом нет, если мы посмотрим на данную ситуацию с точки зрения материалистического понимания истории. А согласно ему, основным законом развития общества является закон обязательного соответствия характера производственных отношений уровню развития производительных сил. Если производственные отношения не соответствуют развитым производительным силам, то тем хуже для этих производственных отношений: их ожидает социальная революция, которая ликвидирует старые отношения и открывает дорогу для адекватных этим силам новых отношений. В этом суть данного основного закона развития общества.

Но общественные законы не работают помимо деятельности людей, они только в ней и через нее действуют и проявляются. Поэтому, не только одним производственным отношениям «делается хуже» от несоответствия их производительным силам; производительные силы тоже страдают от возникшего несоответствия. Пока революция не устранит старые отношения, они мешают развитию производительных сил, тянут его назад, и даже ведут к разрушению производительных сил. Причем, речь идет не только о станках, инструментах и т.п. (к примеру, в Англии еще два столетия назад бастующие рабочие разрушали машины и т.д.), но речь идет также о главной производительной силе, которой является человеческая рабочая сила, то есть сам человек.

 Если простые и даже многие сложные операции сегодня выполняет робот, если для сфер обслуживания и ряда других не требуется квалифицированных работников, то в условиях капиталистических производственных отношений исчезает потребность в увеличении количества высокообразованных кадров. А поскольку нет в них потребности, то становится обузой также качественная сфера образования - как для капитала, так и для патронирующего этот капитал государства.    

+ + +

Но если капиталистической системе уже стали ненужными образованные люди, то это не значит, что они не нужны вообще. Капиталисты приходят и уходят, а общество остается. А с общественной с точки зрения необходимость в образованном молодом поколении тем острее, чем больше наличные производственные отношения разрушают главную производительную силу, то есть мир человека. 

Здесь уже вступает в действие базовый закон самой жизни – закон самосохранения. А инстинкт самосохранения объективно продиктует человеку потребность повышения его образованности до уровня, который соответствует уровню существующих средств производства. Ибо безграмотное общество не в силах адекватно использовать имеющиеся у него средства производства, а следовательно, воспроизводить средства для своего существования и таким образом воспроизводить самое себя, человеческий способ жизнедеятельности.

Ввиду этого возникнет потребность разобраться в том, чтó же именно не так с нынешним образованием, в чем действительные причины падения его уровня и что с этим необходимо делать. А для этого придется окунуться в философские проблемы образовательной сферы.

Попытаемся порассуждать и обозначить хотя бы контурно данные проблемы.              

Начнем, как всегда, с понятия, то есть с того, что такое вообще образование? Не имея понятия о предмете, напрасно вообще философствовать о его проблемах. Однако именно так происходит сегодня, например, с мировым кризисом социального управления, из которого политики и ученые пытаются найти выход без наличия ясного понятия об управлении вообще.    

Итак, образование есть некоторая особенная сфера деятельности, направленной на формирование определенных человеческих качеств, на формирование из данных качеств человеческой личности, то есть действительно общественного индивида.  

Вместе с тем, объект образовательной деятельности – не абстрактный индивидуум, а человеческий индивидуум в единстве его телесности и духовности. Образование личности и направлено на соответствующее формирование в человеке его телесных и духовных качеств, необходимых для общественно-полезной его жизнедеятельности.

Исходя из этого, предмет образовательной деятельности составляют телесные и духовные способности человека – харáктерные (чувственные) и умственные способности; если быть точнее, образование из них его цельной личности. 

Указанными двумя предметными направлениями являются, соответственно, воспитание и обучение, объединяемые в общее понятие «образование».

 Тут вспомнились не забытые еще со школьных времен строки:

«Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава Богу,

У нас немудрено блеснуть».

Не странно ли: мы все понемногу учились, а блеснуть нам немудрено воспитанием, а не ученостью, знаниями?

Определив выше понятие «образование», понимаешь: не странно, не ради только лишь сохранения рифмы поэт от ученья обратился к воспитанью…  

+ + +

О том, что обучение и воспитание – это две взаимодополняющих ветви, две необходимых составляющих образования, как процесса формирования человеческой личности, стало понятно не сегодня, об этом догадывались уже давно. 

Показательный пример органичного дополнения обучения воспитанием находим в известном фильме советского времени «Доживем до понедельника». Напомним, что в нем есть эпизод из урока истории, на котором шла речь о революции 1905 г. и лейтенанте П.П. Шмидте. «Штатный» классный отличник Батищев бодро «отбарабанил» текст учебника, а на вопрос учителя истории Ильи Семеновича о том, что еще он знает об этом герое революции, ответил, что в учебнике о нем сказано всего 15 строчек. И на замечание учителя, что в его возрасте нужно читать не только учебник, нелепо «пошутил», вспомнив о персонажах из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова, «работавших» под детей лейтенанта Шмидта.

Тогда учитель истории сам дополнил строчки учебника рассказом о личности Шмидта и мотивах его самопожертвования ради восставших моряков. И задал вопрос Батищеву, как бы он поступил в ситуации лейтенанта Шмидта, на который тот отвечал: «Какой смысл был жертвовать собой?». И взрыв возмущения на эти слова одноклассников: «Вечно ты со своим смыслом!».

В этом эпизоде фильма блестяще изображена сама сущность школьного образования, а именно, органическое единство обучения и воспитания. В данной паре первичным, ведущим выступает воспитание, а обучение является вторичным, ведомым. Вместе с тем, одно переходит в другое, каждое является и своим другим. Воспитание учит нравственным основам общественной жизни, а обучение предметам и практическим навыкам воспитывает характер.

Не уловив этой диалектики, не выстроить в обществе качественную систему образования. И напротив, понимание природы образования позволяет представить целостную концепцию его организации в современном обществе.

Тогда станет понятным, что начинать образование следует уже с малых лет. Дошкольное воспитательное учреждение, детский сад призван научить маленького человечка основам социальной нравственности, воспитать в нем будущего ученика, который должен обучаться в школьном коллективе. В дошкольный период в соотношении воспитания и обучения львиная доля приходится на воспитательную составляющую, а загружать дитя наукой где-то и вредно.

Следующий этап образования – обучение в школе, общее образование для всех детей. Здесь уже соотношение учения и воспитания распределяется примерно поровну. Физическое и трудовое обучение и воспитание не должно приноситься в жертву изучению всё более «умных» предметов. Достаточным сроком школьного обучения, как убеждает многолетняя практика, остается десятилетка.

При этом уже после восьмого класса (неполное среднее образование) необходимо дифференцировать (специализировать) обучение на два потока: «техническое» образование (знания о природе и технике) и «гуманитарное» (знания об обществе). Таким образом, после восьми лет школы определяется сфера проф.-технического образования (дает завершение среднего образования и рабочую профессию) и школьный подготовительный этап к высшему образованию. Здесь соотношение воспитания и обучения изменяется в сторону обучения, хотя элементы воспитания всё еще остаются (в частности, физического и трудового).  

Наконец, высшее образование призвано готовить квалифицированных специалистов в той или иной сфере деятельности, предполагая при этом, что должное воспитание студентам высших учебных заведений уже дано школой.       

Такова, в общих чертах, необходимая образовательная парадигма, отход от которой чреват разрушением системы образования (что мы и видим повсеместно в уровне знаний и нравственности).

+ + +

Современное образование вместо его прогрессивного развития уже явно деградирует, результатом чего и четким показателем чего стало резкое падение уровня знаний не только школьников и студентов, но и преподавательского состава, а также заметное падение уровня научных исследований, особенно в гуманитарной сфере. Это само по себе создает угрозу ближайшему будущему человечества, так как невежество никогда и никому в истории еще не принесло пользы. Но гораздо более угрожающим становится отсутствие необходимого воспитания подрастающих поколений. Стоит открыть новостную ленту, и мы убеждаемся в том, что современный мир уже критически переполнен ненавистью, злобой, жестокостью, стяжательством и ложью.

Откуда взялись все эти «прелести»? Разве нормальные люди, которых всегда бывает большинство, хотели такого? Сомнительно. К этому общество привели те управляющие им силы, которые заинтересованы в сохранении своей власти посредством разобщения людей, заинтересованы в управлении по давнему политическому принципу «разделяй и властвуй», заинтересованы в разрушении социальной общности, а некоторые из них даже в расчеловечении общества, превращении человека в дикого зверя.

Но если власть имущие сами подрывают нравственные общественные устои, если в обществе отменяются нравственные нормы и ему навязываются сомнительные "ценности", то, значит, теряют свой стержень мораль, право, религия, разлагаясь и пропадая в "болоте" индивидуализма. 

В таком случае для воспитания молодых поколений уже не остается ясных ориентиров, тех социальных норм, принимая которые в себя каждый человек, как личность, образно говоря, исполняет в социальном оркестре записанную в нотах свою партию в качестве части общего музыкального произведения. А если дирижер отнимает у оркестрантов ноты, предоставляя каждого из них самому себе любимому, выходит не музыка, а кокофония звучащих каждый на свой лад инструментов, подобно известной басне «Квартет» в составе мартышки, осла, козла да косолапого мишки.  

Именно на подобном «нравственным бездорожье» оказалась современная общественная повозка, управляемая опьяневшим от денег кучером, который не только не способен, но и не желает выбираться на твердую дорогу, развлекая вместо этого пассажиров фантазиями о пользе для организма дорожной тряски и экстрима.

При созерцании этой картины становятся понятными причины таких именно, а не других образовательных «реформ», в которых воспитательной составляющей в школе не находится места вообще, от слова "совсем". А если в общественный коллектив вливаются всё больше и больше «личностей» манкуртов, этаких моральных «сирот» (вплоть до «моральных уродов»), то разве могут в таком обществе не множиться в геометрической прогрессии жестокость и прочие антигуманные «прелести»? А вместе с ними их верный спутник – невежество. Ибо только из нравственных начал возникают стимулы к развитию знания, тяга к познанию мира и общества. Аморальность и невежество – два «братца», старшим из которых бывает обычно первый.

Выходит, виноваты в таких образовательных «реформах» не безмозглые «реформаторы», а общество, лишенное нравственных устоев? И да, и нет. Общество – не собрание воспитанных и не вполне воспитанных индивидов, моральных и аморальных типов. Действительное общество – это деятельные субъекты в их взаимосвязях и взаимоотношениях. В таком обществе всегда могут найтись здоровые силы и некоторая часть знающих и нравственных личностей, способных уяснить природу образования и реальные проблемы, требующие решения, а также предложить и осуществить действительно необходимые образовательные реформы. К тому же, история учит, что необходимые реформы могут осуществляться как «сверху», т.е. властями, осознавшими их необходимость, так и «снизу», то есть под народным давлением на власть имущих

Вопрос заключается только в том, кто из них быстрее «созреет» к реформам.

Продолжение следует